Центр по проведению судебных экспертиз и исследований
автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»
Автономная некоммерческая организация
«Судебный Эксперт»

Экспертиза документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия или исключение из него.

Стоимость от 300 000 ₽

Единый государственный реестр включает в себя все памятники, ансамбли, достопримечательные места и иные предметы, признанные культурным наследием Российской Федерации. В настоящее время реестр состоит примерно из 140 тысяч объектов, 25 тысяч из которых – памятники истории и культуры федерального значения, остальные – памятники истории и культуры регионального и местного (муниципального) значения.

Основанием для включения в реестр, а также определения той или иной категории в нем, являются документы, сопровождающие предполагаемый объект культурного наследия РФ.  С помощью экспертизы этих документов устанавливается, имеет ли искомый объект культурно-историческую ценность для РФ или нет.

Экспертиза документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия или исключение из него, проводится в рамках историко-культурной экспертизы.

Задачи, которые решает экспертиза

Экспертиза документов определяет:

  • Является ли исследуемый объект предметом культурного наследия РФ. Соответственно, подлежит ли он включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, или, наоборот, исключению из него.
  • Имеет ли исследуемый объект федеральное, региональное или муниципальное значение.
  • Является ли он культурной ценностью только в РФ или относится к мировому культурному наследию.

В зависимости от ответов на эти вопросы, решаются различные задачи заказчика, такие, как:

  • Определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • Обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
  • Определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;

Для заказчика, который планирует изменение или реставрацию объекта, а также земельных и водных участков, на территории которых находится объект, важно, включен ли этот объект в реестр культурного наследия или нет. Если объект в реестре, любое изменение его и/или участка, на котором он находится, нужно согласовывать с органами исполнительной власти. Если объект не включен в реестр, владелец может поступать с ним по своему усмотрению.

Исследуемые объекты

  • Материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
  • Фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
  • Проекты зон охраны объекта культурного наследия;
  • Копии паспорта объекта культурного наследия;
  • Копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);
  • Копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
  • Копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;
  • Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • Документы, обосновывающие воссоздание утраченного объекта культурного наследия;
  • Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Копии технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
  • Копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
  • Сведения о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
  • Копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
  • Сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.

Методы исследования

Для принятия решения о включении объекта в реестр или исключение его оттуда, необходим комплексный анализ всех имеющихся документов. Для этого нужно, в первую очередь, обладать глубокими знаниями в области исследований, поэтому к лицам, проводящим экспертизу, предъявляются особые требования.

Это может быть физическое лицо или лица (экспертная комиссия), имеющие:

  • Высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности (в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности);
  • Предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;
  • Знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • Умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;

Либо юридическое лицо (лица), в которых работают минимум три физических лица, отвечающих вышеуказанным требованиям.

Помимо изучения и анализа содержания документов, в необходимых случаях проводится экспертиза их подлинности.

Правовые аспекты

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность, регулируется статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Глава устанавливает нормы в следующих областях:

  • 15. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  • 16. Формирование реестра
  • 17. Документы, представляемые в орган государственной власти для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр
  • 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр
  • 19. Сроки принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр
  • 20. Ведение реестра
  • 21. Паспорт объекта культурного наследия
  • 22. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия
  • 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра
  • 24. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации
  • 25. Основания для включения объекта культурного наследия в Список всемирного наследия и порядок представления соответствующей документации
  • 26. Право на пользование информацией об объекте культурного наследия
  • 27. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, которая включает в себя экспертизу документов, устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.

Список документы, на основании которых принимается решение о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия или исключении из него, изложен в главе 16 настоящего Постановления.

Вопросы, которые стоит задать эксперту

  • Являются ли исследуемые документы достаточным основанием для включения объекта в реестр культурных ценностей РФ?
  • Являются ли основанием для исключения объекта из реестра?
  • На основании документов, к какой категории можно отнести объект: имеющий федеральную, региональную, муниципальную ценность?
  • Содержатся ли в исследуемых документах основания для отнесения объекта к особо ценным для РФ?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения не имеют права проводить экспертизу по уголовному делу, ровно как и некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Стоимость и сроки

Чаcтые вопросы

Наши лицензии и аккредитации
У вас остались вопросы?
Свяжитесь с нами, и мы вам поможем!